И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
Откр.,22:18,19
Все пророчества о земной судьбе Церкви вплоть до кончины мира изложены в книге Откровения апостола Иоанна Богослова. Книга заканчивается предостережением любителям отсебятины, тем, кто захочет что-то убавить или прибавить. Но находится в наше безпокойное время большое число людей, которым мало того, что сказано в иоанновом Откровении, и предостережения не действуют. В нашей православной и полуправославной среде ходят многочисленные «пророчества о будущем России», и среди них самое видное место принадлежит пророчествам преподобного Серафима Саровского в изложении «серафимова служки», симбирского и арзамасского помещика Николая Мотовилова. Пророчества Серафима в изложении Мотовилова обычно подаются в нынешней околоцерковной публицистике в причесанном, подредактированном виде, часто в форме пересказа, а не цитатой. Полезно, однако, познакомиться с писаниями Мотовилова в их подлинном виде.
Вообще, с личностью Мотовилова в среде православного люда связано несколько мифов.
Во-первых, почему-то считается, что Серафим Саровский выбрал Мотовилова для того, чтобы надиктовать ему для потомков умопомрачительные тайны, связанные с Дивеевским монастырем, антихристом, будущим России и концом света. Однако это не совсем так. Серафим, зная, что бывавший у него наездами Мотовилов – богатый помещик, просто поручил его экономическому и денежному попечению созданный его - Серафима - стараниями женский монастырь в Дивееве. Так что все гораздо проще и прозаичнее. Именно в этом смысле Мотовилов был «служкой» святого, а вовсе не в качестве секретаря-референта.
Во-вторых, не понимая, для чего преподобному понадобилось создавать женский общежительный монастырь, православные фантазеры, с легкой руки Нилуса и прочих рассказчиков, приписали и продолжают приписывать сие начинание каким-то таинственным апокалиптическим замыслам, и Дивеево в народной фантазии превратилось из простого женского монастыря в «четвертый удел Пресвятой Богородицы», последний бастион против антихриста, огражденный от его происков вполне магическим (по психологической сути) артефактом – знаменитой канавкой. На самом деле объясняется все гораздо проще. В России XIX века было несколько типов монастырей. Были монастыри общежительные, в которые мог поступить любой желающий, не имея гроша за душой, потому что устав этих монастырей предполагает полный коммунизм, и член такой общины получает от монастыря все, включая келью, одежду и пропитание, и за это отдает монастырю свой труд; наряду с общежительными имелись монастыри штатные (имевшие определенный штат, т.е. фиксированное число монахов, сверх которого никто не принимался), получавшие содержание от казны. Были также монастыри заштатные - монах в таком монастыре строил себе келью за свой счет, жил в которой также за свой счет, кроме того при поступлении должен был внести в кассу монастыря достаточно большую сумму денег; обязательных общих послушаний, то есть работ по хозяйственной части в таких монастырях не было, потому что все хозяйственные работы в них производились наемными работниками. Ясно, что в братию штатного монастыря можно было попасть лишь по блату, в братию заштатного – имея счет в банке.
Так вот, в России XIX века общежительные монастыри, куда мог поступить любой желающий, были только мужские, женские же были все либо штатные, либо заштатные, и тех было немного. По этой причине большое число благочестивых вдов и девиц, ища спасения, но не имея денег, не имели возможности принять монашество. Вот поэтому некоторые русские подвижники, такие как преп.Серафим Саровский и преп.Амвросий Оптинский, заботясь о верующих неимущих женщинах, использовали свое влияние для создания женских общежительных монастырей, и привлекали к этому богатых спонсоров - верующих купцов и помещиков. Так был создан дивеевский монастырь, так же точно женский монастырь в Шамордино Калужской губернии. Вот и вся разгадка «великой дивеевской тайны».
Обратимся теперь к личности Н.А.Мотовилова. О качестве мотовиловских свидетельств (в смысле достоверности передачи слов преп. Серафима) уже много писалось, есть, например, статья на эту тему А.Стрижева Чего не изрекал преподобный Серафим. К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве (см.: Православный журнал БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ). Хочу добавить несколько слов от себя. Если обратиться к письмам Мотовилова, которые тот писал двум русским царям – Николаю I-му и Александру II-му (Библиотека Якова Кротова), то из них можно видеть, что Мотовилов был человек, во-первых, глубоко верующий, во-вторых, к сожалению, очень экзальтированный, и в третьих, также к сожалению, необразованный и самонадеянный. Когда читаешь его многословные, написанные замысловатым неудобочитаемым и при этом крайне льстивым, заискивающим слогом послания к Николаю I-му, трудно понять, чего, собственно, хотел от Императора их автор. Никаких сногсшибательных сведений о крамоле, чего мог бы не знать царь, в письмах не содержится, одни общие рассуждения. Общее впечатление такое: Мотовилов просто хотел обратить на себя внимание царя, добиться у него приема, чтобы показать ему, что вот есть у царя такой верный в лице Мотовилова дворянин, на которого царь может положиться. Короче, Мотовилов таким способом, говоря сегодняшним языком, рекламировал себя перед царем в целях карьерного роста. В этом, конечно, самом по себе нет ничего предосудительного. Отметим только, что царь Мотовилова так и не принял. Но помимо общих рассуждений о крамоле и хвастовства близким знакомством с подвижником, письма содержат известия мистического характера, и вот тут начинается самое интересное. Например, известное из его жития предсказание преп. Серафима о его предстоящем воскресение на какое-то время для проповеди покаянии, оказывается, должно было произойти в царствование Николая Первого. В своем письме от от 7 марта 1854 года Мотовилов пишет о Серафиме:
«А о нем [ т.е. о преп. Серафиме ] прояснено мне то, что он воскреснет прежде общего всех воскресения из мертвых в царствовании Вашего Императорского Величества и единственно лишь только для Вас, Великий Государь, о чем всем в полноте всего и вышеизложенного, изъяснив по сущей справедливости, по долгу православно-христианской верноподданнической совести, что готов и присягою подтвердить, вполне предаю себя Всеавгустейшей воле Вашего Императорского Величества...»
Напомню, что Николай I вскоре умер, а Серафим Саровский и по сей день не воскрес. Нужно обратить особое внимание на этот льстивый пассаж из мотовиловского письма Императору, ибо он своей явной нелепостью полностью ставит под сомнение, если напрочь не перечеркивает, популярное в среде нынешних православных пророчество Серафима Саровского о своем воскресении («великой дивеевской тайне»), ибо источником сведений об этом предсказании во всех известных вариантах выступает все тот же Мотовилов.
Во втором своем письме к Императору Николаю I-му от 9 марта 1854 года Мотовилов предсказывает умершему через год царю имеющий будто бы произойти в его царствование «во всех местах Земли Русской всеобщий бунт», во время которого:
«на первых порах много прольется неповинной крови, реки ее потекут по Земле Русской, много и вашей братьи, дворян, и духовенства, и купечества, расположенных к Государю, убьют; но когда Земля Русская разделится и одна сторона явно останется с бунтовщиками, другая же явно станет за Государя и целость России, вот тогда, ваше Боголюбие, усердие ваше по Боге и ко времени. И Господь поможет правому делу: станет за Государя и Отечество и святую Церковь нашу, а Государя и всю Царскую Фамилию сохранит Господь невидимою десницею Своею и даст полную победу поднявшим оружие за Него, за Церковь и за благо нераздельности Земли Русской; но не столько и тут крови прольется, сколько тогда, как когда правая за Государя стоявшая сторона получит победу и переловит всех изменников, и предаст их в руки правосудия. Тогда уж никого в Сибирь не пошлют, а всех казнят — и вот тут-то еще более прежнего крови прольется, но ета кровь будет последняя, очистительная кровь, ибо после того Господь благословит люди Своя миром и превознесет рог помазанного Своего Давида, раба Своего, мужа по сердцу Своему, благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича — его же утвердила и паче утвердит десница Его святая над Землею Русскою.»
Одно из двух: либо Мотовилов просто наврал самым безсовестным образом, выдав свой дилетантский политический прогноз за пророчество Серафима, либо, если тут речь идет о предсказанной преподобным революции и гражданской войне, происшедших в царствование правнука Николая Павловича - Николая II-го Александровича, то и тогда Мотовилов все переврал, поскольку 1) белые не выступали за царя, 2) белые потерпели сокрушительное поражение, 3) царь был убит вместе с семьей, и власть в России захватили те самые изменники и бунтовщики, наказание которым пророчит Мотовилов.
В «Докладной записке Императору Александру II-му» (там же, Библиотека Якова Кротова ) Мотовилов пишет о своем видении св. Серафима, который будто бы явился ему и велел через него Александру II-му послать икону Божьей Матери Радосте всех радостей президенту Южных (рабовладельческих) Штатов протестанту Дэвису, для мистической помощи в войне против «аболюционистов» (противников рабства) Севера во главе с Линкольном. Видимо, Мотовилов не знал, что Александр II поддерживал как раз таки Линкольна, видимо не знал также и того, что протестанты не почитают икон.
В общем, ясно, что за человек был Н.А.Мотовилов – религиозно настроенный фантазер, живший в воображаемом мире, который слабо отличал от реальности. Нужно еще напомнить, что в течение 30 лет Мотовилов страдал от тяжелой психической болезни, на языке религии – бесоодержимостью, что сам ярко описал в своих записках. Все это можно найти в книге С.Нилуса Великое в малом. Вряд ли благоразумно со стороны современных русских христиан безпрекословно доверять человеку явно не слишком нормальному.
Вот что писала после смерти Мотовилова его вдова Е.И.Мотовилова (там же, Библиотека Якова Кротова ):
«Николай Александрович говорил мне, что отец Серафим сказал ему, «что все то, что носит название «декабристов», «реформаторов» и принадлежит к «бытоулучшительной партии», есть истинное антихристианство, которое, развиваясь, приведет к разрушению христианства на земле, и отчасти православия, и закончится воцарением антихриста над всеми странами Мира, кроме России, которая сольется в одно целое с прочими землями славянскими и составит громадный народный океан, пред которым будут в страхе прочие племена земные. И это, говорил он, так верно, как дважды два — четыре.»
Уже отмечалось многими, что Серафим Саровский не мог говорить о «декабристах» – наименование «декабристы» появилось намного позже декабрьского путча 1825 года, вряд ли мог использовать и слово «реформаторы». Впрочем, Мотовилов мог использовать эти термины, передавая своими словами речь старца. Важно другое: выделенное мной жирным шрифтом – это же явно изложение собственных славянофильских взглядов Мотовилова. В русском образованном обществе где-то с середины XIX века велись бурные споры о пути дальнейшего развития России, споры между западниками и славянофилами, чьи позиции понятны из названий. Ясно, что Мотовилов по своему увлекающемуся характеру не мог не взять сторону славянофильствующей партии. Мотовилов и по своим личным знакомствам вращался в славянофильских кругах. Первая невеста, к которой он сватался и которая ему отказала, вышла замуж за А.И Хомякова – одного из столпов славянофильского движения. Именно славянофилы пророчили России великое будущее в союзе с прочими славянскими народами.
В славянофильских кругах была популярна идея захвата Константинополя и создания панславянской империи с Россией во главе, Константинополь видели в качестве столицы этой фантастической империи. И вот, у Мотовилова есть и на этот счет «пророчество старца Серафима», тоже популярное на Руси в среде нынешних православных:
«соединенными силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией…»
Нужно заметить, что панславизм славянофилов по сути ничего общего с православием как религией не имел, не смотря на то, что все славянофилы были людьми верующими; панславизм являлся просто русским аналогом модных тогда в Европе политических идей пангерманизма, панбританизма, и прочих появившихся тогда в Европе националистических идей и стремлений к государственному объединению народов по национальному признаку, взамен прежнего религиозного. Знаменитый консерватор Константин Леонтьев называл это движение племенным началом в политике и считал одним из проявлений эгалитарного демократического разложения христианской культуры. Действительно, идея эта – противохристианская по сути, и привела в ХХ веке к I-й мировой войне, которой предшествовал ряд более мелких войн, и, как к конечному результату, к краху христианской цивилизации. В наше время преломление старых панславистских идей мы видим в евразийстве (или неоевразийстве), где православию отводится уже чисто прагматическая служебная роль объединяющего фактора наравне с исламом.