Доказательства существования дьявола
Перевод статьи Джона Анкерберга и  Джона Уэлдона  Доказательства существования дьявола (оригинал здесь: Evidence for the Devil  by Dr. John Ankerberg, Dr. John Weldon)

Что поистине  невероятно, это не дьявол, не Ангелы, но скорее глупость и легкомыслие скептиков и их непростительная софистика, жертвой которой они сами становятся. «Дьявол это господин с красными рожками и длинным хвостом, а я не могу верить в господина с красными рожками и длинным хвостом; поэтому я не верю в дьявола». Это именно то, чего хочет от них дьявол. Кто зациклился на бабушкиных сказках, отказываются верить в дьявола, потому что их представление о нем заимствовано целиком  из этих сказок. Дени де Ружмон, Доля дьявола. Очерк о дьяволе в современном обществе.

Духи сегодня вышли в свет. Посредством своих «каналов» они заговорили на общественных семинарах, через книги, кассеты, видеозаписи и даже используют национальное телевидение. Они наступают в манере, которая поколение назад была бы  немыслима. Опросы Гэллапа, Роупера и Центра по обследованию общественного мнения Чикагского университета показывают: буквально десятки миллионов американцев так или иначе соприкасались со спиритизмом.[1] Таким образом оккультное не может больше удобно откладываться в сторону как принадлежность стран и культур Востока. Теперь это совершенно открыто признанная часть западной культуры. И мы утверждаем, что это дело дьявола.

К несчастью, многие люди высмеивают идею буквального (а не иносказательного) существования дьявола и демонов как примитивное суеверие. Они уверены, что в наш передовой век науки мы покончили со «средневековым мракобесием» и его «охотой на ведьм».

Но реалистична ли такая позиция? Действительно ли вера  в личного дьявола ненаучна, или же имеются веские доводы в пользу его существования? Знаменитый евангелист Билли Грэм однажды заметил: «Почему я верю в дьявола? По трем причинам: 1) потому что Библия ясно говорит, что он существует; 2) потому что я вижу его работу во всем мире; 3) потому что великие ученые признавали его существование».[2]

Гораздо логичнее полагать дьявола действительно существующим, чем отвергать его существование. Как утверждает профессор исторического и систематического богословия Риджент колледжа в Ванкувере, Британская Колумбия, доктор Дж.И.Пакер:

Естественным ответом  отрицателям существования сатаны будет спросить их: кто в таком случае ведет его дела? – ибо соблазны, в которых видна и чувствуется хитрая разрушительная злоба, остаются фактом повседневной жизни. Так же и ад, в том смысле, в котором говорит о нем писатель Джон Апдайк - «глубочайшее, зияющее лишение» (Бога, блага, общества и общения), а также «осознание пустоты жизни» (продолжает Апдайк) «допускает возможность вечной гибели и стоящего за гибелью сатаны». Вера в сатану не нелогична, поскольку соответствует фактам. Наоборот, глупо до идиотизма неверие в сатану в таком мире, как наш, что делает успех сатаны по внушению людям такого неверия еще более поразительным и удручающим. [3]

Также вполне логично, что зло подыщет себе камуфляж в стратегических целях, подобно мафии, отмывающей свои деньги в законном бизнесе.  Маскировка была одной из ключевых составляющих военной тактики в течение тысячелетий, вряд ли она может быть для нас сюрпризом в мире духов.  Такая маскировка может принимать множество видов, от выдавания себя всего лишь за миф до противоположной крайности – преподнесения себя в качестве конечной реальности или Бога. На самом деле, большинство людей либо не верят в существование сатаны, либо принимают область психического за проявление божественного. Безусловно, единственный выход из этой ситуации – разоблачение настоящего мифа, то есть лжи, которую дьявол распространяет о себе. Как Брукс Александер прекрасно заметил:

Природа иллюзии – в потере направления. Это смещение нашего внимания под воздействием манипуляции ложными образами, индивидуальными и коллективными.  Исчезновение дьявола дает наглядный пример коллективного заблуждения – формы социального обмана. Как только образ принят, любая наша реакция на него будет ложной, как и он сам, и станет игрой по правилам, навязанным дьяволом. Направление будет неверным по определению…

Не существование сатаны должно пугать нас, а то, что наши современники так плохо подготовлены к контакту с реальностью на всех уровнях и безсильны в распознании фундаментальной опасности. Де Ружмон высказался об этом изящно и кратко:

Одной из причин неразберихи, царящей в мире, является то, что мы боимся столкнуться с ее подлинными причинами. Мы верим в тысячи зол, боимся тысячи опасностей, но перестали верить в  Зло и испытывать страх перед подлинной Опасностью. Раскрыть реальность дьявола в этом мире означает… исцелиться. Мы никогда не подвергаемся опасности большей, чем когда обманываем самих себя относительно истинного характера угрозы и собираемся с силами для борьбы с пустотой, в то время как враг подкрадывается сзади.

Было бы легкомысленно исключать дьявола просто на том основании, что нам не нравятся ассоциации, которые у нас с ним связаны. Даже если мы признаем концепцию не понимая, это по крайней мере даст нам понимание того, что духовные предметы могут быть более тонкими и сложными, чем кажется. Здравая осторожность есть противоядие от страха, а не его причина.[4] 

Восемь доказательств существования дьявола.
Итак, мы предлагаем восемь путей рассуждения, ведущих к признанию возможности существования дьявола и/или реальности духовного зла:

• Согласие истории и религии
• Свидетельства практикующих оккультистов
• Показания бывших спиритов
• Явление бесоодержимости
• Авторитет Библии
• Свидетельства об Иисусе Христе
• Враждебность в отношении исторического библейского христианства, проявляющаяся  фактически во всей спиритической литературе
• Разрушительная сила оккультного и свидетельства лучших мыслителей

Рассмотрим все по порядку.

Согласие истории и религии
Вера в сатану и/или злых духов наблюдается на протяжении всей истории человечества и была принята в качестве истины большинством людей в большинстве эпох и культур, древних и современных (например, в ассирийской, вавилонской, кельтской, египетской, греческой, еврейской, индийской, африканских, мусульманской, римской, тибетской, персидской, китайской, буддийской, индуистской, христианской, джайнийской, японской, славянской и т.д.).[5]    В свете этого пространного свидетельства, извлекаемого из анналов истории, культуры, религии, относительно недавнему утверждению о несуществовании дьявола не хватает основательности.  Современный научный рационализм в действительности объясняет нам очень немного в высотах и глубинах мироздания.

Свидетельство практикующих оккультистов
Маги, экстрасенсы, гуру, медиумы и сатанисты  хорошо осведомлены о реальности духовного зла, хотя и на свой манер. Многие из этих деятелей верят в злых духов буквально и имели с ними личные встречи. Такие встречи оставляют мало сомнений в злонамеренности их характера.[6] Оккультный маг Конвей предупреждает: «Их жажда разрушения и раздора кажется неутолимой» и «мы будем называть их злом по той простой причине, что они не упустят любую возможность причинить нам неизмеримый вред».[7] 

Спирит Шри Чинмой также обсуждает лживую природу духов: даже якобы «добрые» духи открываются человеку и тут же «пытаются перерезать вам горло» при попытке отделаться от них.[8]  Далее он замечает: «Враждебные силы могут разыгрывать роль крутого духовного Наставника и требовать от учеников самоубийства. Дескать, “если убьешь себя, я смогу дать тебе духовное освобождение еще быстрее”, или вроде того… Эти черти очень умны».[9]

Показания бывших спиритов
Свидетельство бывших спиритов и оккультистов гласит, что духи, которым они когда-то полностью верили, в действительности были демоны, которые пытались обмануть их. Эти до поры до времени дружественные духовные наставники напали на них и/или пытались их уничтожить. Эти пугающие сообщения приводит Рафаэль Гассон в Оспаривании подделки (Raphael Gasson,  The Challenging Counterfeit), Виктор Эрнест в Я разговаривал с духами (Victor Ernest, I Talked With Spirits)и Бен Александер в Из темноты (Ben Alexander, Out From Darkness), все трое – бывшие спиритические медиумы с большим стажем. Дуглас Джеймс Мар был автором книги Рамта: путешествие в новый мир (Douglas James Mahr, Ramtha: Voyage to the New World). Мар имел тесное общение с этой «Рамтой». Сегодня он убежден, что истинная сущность Рамты – не почтенное «таинственное воплощение 35000-летнего жизненного опыта», а скорее лживый демонический дух.[10]

Дорин Ирвин была ведущей европейской ведьмой, которая рассказывает свою ужасающую историю в книге Освободившаяся от колдовства. Джоанна Майкельсон, бывшая экстрасенсша, была помощницей известного мексиканского хирурга-экстрасенса. Все эти люди согласны в том, что  духи-наставники, которых они когда-то считали божественными или просвещенными сущностями, были на самом деле демонами.

Феномен одержимости духом
Это зловещее явление имеет место почти во всех культурах и религиях, древних и современных. Бывшая ведьма Дорин Ирвин говорит: «Бесоодержимость реальна, очень реальна и распространяется в наш век с ужасающей скоростью не по дням, а по часам».[11] В самом деле, сам факт духовного вторжения и контроля над личностью подразумевает даже требует наличие враждебности и злобы (см. Марк 5:2-7). В Лживых людях известный психиатр М. Скотт Пек замечает: «Представляется очевидным из литературы по одержимости, что большинство случаев были связаны с оккультизмом – в среднем гораздо чаще, чем можно было бы ожидать».[12]

Доктор Пек также описывает случай, свидетелем которого он был лично во время экзорцизма:

Когда в одном случае бесноватый наконец заговорил ясно, выражение, которое явилось на лице пациента, не опишешь никак иначе как сатанинское. Это была невероятно презрительная улыбка с печатью злобы и  вражды. Я провел много часов перед зеркалом в попытках воспроизвести его, без малейшего успеха. Я видел это выражение только еще один раз в своей жизни – в течение нескольких мимолетных секунд на лице другого (упоминавшегося) больного во время установки диагноза. Уже когда беснование наконец открылось во время экзорцизма над этим другим пациентом, это сопровождалось еще более ужасными штуками. Больной стал вдруг похож на извивающуюся змею огромной силы, которая яростно пыталась ужалить членов команды. Однако, страшнее извивающегося тела было лицо. Глаза были полузакрыты в ленивом оцепенении, как у рептилий, за исключением случаев, когда рептилия устремляется в атаку и ее глаза широко открыты и горят ненавистью. Несмотря на эти частые стремительные переходы, что поразило меня больше всего, так это необыкновенное чувство пятидесятимиллионолетней тяжести, производимое этим змееподобным существом. Я даже было отчаялся в успехе экзорцизма. Почти все участники обоих экзорцизмов были убеждены в том, что находились в присутствии чего-то совершенно чуждого и нечеловеческого. Конец обоих экзорцизмов соответственно был отмечен по исчезновению этого Присутствия в пациенте и в помещении.[13] 

Феномен одержимости  имеет документальные свидетельства как в христианской, так и нехристианской литературе.[14] Д-р Джон Уорвик Монтгомери утверждает:

Сложная проблема определения, имеет ли место одержимость и реально ли колдовство, до смешного проста. Имеется исчерпывающая документация. Если даже отбросить 99 %  случаев колдовства (что не так-то просто сделать), оставшиеся легко подтверждают реальность феномена.[15] 

В основном труде по измененным состояниям сознания Религия, измененные состояния сознания и социальные перемены доктор Эрика Бургиньон отмечает, что из 488 обществ, подвергшихся опросу, в полной мере 74 % верят в одержимость духами. «Следует отметить, что подобные верования имеют место в  74 % взятых нами обществ, максимум в 88 % в Островной части Тихого океана и минимум в 52 % в Северной Америке. Эти верования таким образом характерны для подавляющего большинства нашего общества.»[16]

В книге Невеста дьявола.  Экзорцизм: прошлое и настоящее исследователь психики Мартин Эбон отмечает: «Однообразие форм одержимости в разных  культурах и в разные времена поразительно».[17] 

Поэтому мы должны спросить себя: откуда, в самом деле, эта вера получила такое господство над умами, если не из самого факта духовной одержимости? Достойны ли доверия рациональные объяснения? Мы так не думаем. Скорее мы думаем, что ее однообразие наводит на мысль (по слову Эбона) о «повсеместном присутствии бесов,  демонов или духов одержимости».[18]   

Рассмотрим следующую картину, которую дает Джон С.Мбити в Африканских религиях и философии. Здесь мы встречаем не только распространенный факт одержимости духами, но также и связываемое с ним предполагаемое общение с духами умерших:

Случаи одержимости духами в том  или ином виде  имеют место практически в любом африканском племени. Тем не менее одержимости не всегда боятся, в некоторых случаях она представляется не только желательной, но и нарочно вызывается людьми посредством ритуальной пляски  под барабанный бой до тех пор, пока личность не достигнет транса, в некоторых случаях приводящего даже к гибели. Когда личность таким образом достигает одержимости, дух получает возможность вещать через нее, так что личность играет в этом случае роль передатчика,  и передаваемые ею послания ловятся со вниманием теми, кому они предназначены. Однако в целом случаи одержимости духами, особенно невольной, приводят к плохим последствиям. Они причиняют жестокие мучения одержимому: дух может выгнать его из дома и заставить скитаться в лесах, дух может заставить его броситься в пламя и  сгореть заживо, терзать свое тело острыми инструментами или же чинить вред окружающим. На вершине одержимости личность по сути утрачивает собственную индивидуальность и действует в рамках «личности» овладевшего ею духа.
Одержимый теряет покой, может лишиться сна и, если одержимость длится долго, здоровье бывает подорвано. Женщины более подвержены одержимости духом, нежели мужчины.
[19]

Если уверенность в фактах одержимости является преобладающей в подавляющем большинстве культур на протяжении истории человечества, не слишком ли самонадеянно отрицать эти факты,  особенно если отрицание основывается на субъективных предпочтениях и надуманных предположениях, а не на реальных доказательствах?

Свидетельства о дьяволе: светские источники
Враждебное отношение к историческому библейскому христианству

Тот факт, что вдохновленная спиритизмом литература враждебна библейскому учению, подтверждает библейский взгляд на духовную брань. Иначе, зачем вообще было бы благочестивым духам выступать против библейского учения? Их собственные учения доказывают, что Библия говорит о них верно (т.е., что они суть совсем не то, за что себя выдают).[20]

В нашей книге Cult Watch мы с уверенностью утверждаем: данные говорят о том, что все эти «исполненные любви» духи с их бесконечными личинами – от «ангелов» и «странников» до «духов природы» - должны быть отнесены к разряду демонов. Можно показать, что эти духи,  несмотря на их заимствованный у религии словарь и призывы к духовности, сеют грех и безнравственность и поощряют оккультизм. Некоторые даже поощряют преступную деятельность и ритуальные извращения, вроде труположества. Они также извращают и коверкают библейские истины, отвергают Христа и ненавидят Бога Библии, и целенаправленно обманывают своих слушателей, зачастую с садистскими намерениями. После вышеизложенного,  есть ли необходимость продолжать, чтобы прийти к выводу, что все эти существа суть духи лжи? Так почему мы должны прислушиваться к ним?

Рассмотрим поучения духовной сущности «Эмманюэль», как они изложены в записках Пэта Роудгаста, так называемой Книге Эмманюэли (Emmanuel's Book). В области морали Эмманюэль преподает нам допустимость и желательность разводов (при «несовместимости» супругов), возможность «открытого брака» (прелюбодеяния), допустимость абортов («полезная вещь», когда совершается с «готовностью принять», что «нет никакого греха в том, что человеку естественно»), а также гомосексуализм и бисексуализм как норму поведения.[21] 

Эмманюэль также третирует политических лидеров как невежд и придурков, а заодно утверждает, что 6 милионов евреев - жертв холокоста, на самом деле сами захотели насильственной смерти в целях духовного роста. При этом Эмманюэль предлагает не судить слишком строго Гитлера и Сталина, поскольку они тоже часть Бога.[22] 

В одной из книг по канальному восприятию, написанной психологом, имеющим большой опыт в этой области, говорится, что основным мотивом почти всей современной канальной педагогики является то, что раз человек есть в буквальном смысле слова творец своего опыта, то «жертв нет».  Все дурные поступки личности суть просто вещи, кои мы решили сотворить ради «извлечения определенных уроков из опыта».[23] Но разумны ли эти теории? Относятся ли они к разряду моральных предписаний, в согласии с которыми человеку следует жить? Являются ли эти теории добрыми, этичными в каком либо смысле? Можно ли их рассматривать как общественно полезные? Таких ли идей мы могли бы ожидать от нравственно чистых, божественных или высоко духовных существ?

Или напротив, подобного приходится ждать от злых духовных сущностей? Дело в том, что эти поучения не представляют собой ничего исключительного среди сотен других поучений духов, отраженных на сегодня в оккультной литературе.[24]

Разрушительная мощь оккультизма и свидетельства знаменитых мыслителей
Ущерб человеческой жизни, открываемый историей оккультизма, есть могучее доказательство того, что оккультная практика связывает практикующего с миром злых духов. Становится понятным, почему некоторые из наиболее сильных умов современности признавали реальность демонов. Они оставили свидетельства как о существовании последних, так и об их природе.

Проницательный кембриджский профессор К.С.Льюис сказал по поводу существования демонов: «Мне кажется, оно объясняет очень многие факты. Оно согласно с прямым смыслом Писания, христианской традицией и верой большинства людей в большинстве случаев. И оно не противоречит ничему, что любая из наук признает за истину».[25] 

Судебный юрист, философ и богослов д-р Джон У.Монтгомери имеет восемь ученых степеней, включая две докторские, является автором более ста книг и статей. У него одна из крупнейших частных библиотек по оккультизму, и он убежден: «Помимо Библии имеется исчерпывающие данные и опытные подтверждения» письменных документальных свидетельств существования личности дьявола и демонов.[26] 

Если даже ветеран психологических исследований допускает следующее относительно нашего невежества в области психического, определенно нет причин прямо отвергать  мысль о существовании демонов: «По правде, даже наиболее осведомленные среди нас должны признать, что когда имеешь  дело с душой, речь может идти лишь о большей или меньшей степени невежества».[27] 

Является ли позиция скептиков действительно разумной? Доктор Монтгомери считает, что в спорных областях в особенности должно уделять особое внимание объективной оценке обстоятельств дела, независимо от того, нравятся они нам или нет: «Мы должны “отложить неверие”, проверить доказательства с подобающей делу тщательностью, выстроить рабочую гипотезу, наиболее подходящую к фактам, и в то же время должно быть всегда готовым принять факты, даже если наши усиленные попытки их объяснения не  достигают цели». [28]

Предложим последнюю иллюстрацию, объясняющую нашу мысль, почему не следует игнорировать возможность реального существования дьявола и бесов. Во всем мире люди верят, что в каждый данный миг целый невидимый мир, наполненный живыми созданиями (например, насекомые, не говоря об одноклеточных и вирусах), роится вокруг нас. На самом деле они даже играют важную роль во многих процессах, происходящих на нашей планете, от произрастания сельскохозяйственных культур до распространения болезней. Тем не менее, мы редко видим их. Буквально миллиарды существ живут вокруг невидимо для нас  в воздухе, воде и почве. Однако мы знаем об их существовании из тщательного наблюдения или имея следы их присутствия. После этого довольно странно, что люди, веря в существование миллиардов существ, не видимых ими, отказываются принять существование Бога, Ангелов и демонов только потому, что они не видят их, тогда как, по сути,  их «следы» практически повсюду. Возможно, эти люди не видят их потому, что заранее исключают их существование, и объясняют эти «следы» с помощью других теорий. Но для лиц, внимательных к природе и религии, следы невидимого слишком очевидны.

Дэйв Хант приводит аналогию с субатомной частицей нейтрино в качестве иллюстрации тупости скептиков в отношении духовного мира.[29] Нейтрино – это частица, которая не имеет механических свойств (у нее нет массы) и  электрического заряда, она невосприимчива к гравитационному и электромагнитному полям. Наша планета, попавшись ей на пути, будет пронизана ею, как будто не существует вовсе. В действительности, только одна частица из десяти миллиардов нейтрино, пролетая через толщу вещества, равную диаметру земли, вступит во взаимодействие с нейтроном или протоном. Теперь допустим, что существуют разумные нейтрино. Они, безусловно, не смогут обнаружить нашу Вселенную, для них она просто не существует. В лучшем случае они могли бы заподозрить о ее существовании по некоторым побочным эффектам. Но нет сомнений, что в этом случае они были бы осмеяны своими коллегами, другими нейтрино,  и никогда не смогли бы доказать свою догадку, поскольку их инструменты просто были бы не способны обнаружить нашу вселенную. Если бы такие создания существовали, то мы, живущие на земле, сочли бы их безконечно забавными с их отказом допустить наше существование просто потому, что они не могут нас увидеть или потрогать.  Их философские и логические «доказательства» нашего небытия стали бы пригласительным билетом на веселую вечеринку. И, имей мы возможность воздействия на их мирок, при отсутствии у них обратной возможности, без сомнения, люди могли бы здорово повеселиться, мороча какое-нибудь любопытное нейтрино, желающее исследовать наши действия или «доказать» наше существование.

Здесь мы видим параллель с нежеланием материалистов поверить в духовный мир и с попытками парапсихологов доказать его существование. И те, и другие попались, так сказать, в «ловушку нейтрино»:  тупость первых лишает их возможности понять возможность иных измерений, любопытство и доверчивость вторых делает их жертвой безконечных манипуляций. И вдумайтесь хорошенько, как мало на самом деле нейтрино могли бы когда-либо узнать о нашем мире. Все их время тратилось бы на  занятные и поражающие воображение явления, которые, в лучшем случае представляли бы лишь верхушку айсберга. Результатом всех этих исследований и теоретических построений все равно в конечном счете было бы безграничное невежество о действительном устройстве нашего мира. Они бы все равно никогда ничего не узнали бы ни о нашем физическом составе или способностях, ни о нашей нравственности и цивилизации, ни об общественном устройстве, ни о нашей склонности к жестокости и войнам.

Параллель с парапсихологом также ясна. Он похож на то разумное нейтрино, которое полезло бы в чуждую среду и толклось бы в ней, не имея совершенно никаких настоящих познаний о привычках и морали ее обитателей, о законах этого мира и его опасностях.

В заключение: человека не так-то легко заставить утверждать, что дьявол просто не существует, принимая во внимание не только авторитет Библии и свидетельство Христа (который, будучи Богом, имеет непогрешимый авторитет), но также и согласие между историей и религией, показания действующих и бывших оккультистов, феномен одержимости духом, враждебность по отношению к библейскому откровению спиритической литературы и личные крушения в истории оккультизма.

В конечном счете, человек либо верит духам и игнорирует факты, либо доверяет фактам и игнорирует духов.

Доказательство существования дьявола: свидетельство Библии
Авторитет Библии

Авторитет Библии основан на том, что она есть Слово Божье. Если Библия является словом Божьим, все, что она говорит о дьяволе как о личности, должно быть правдой, следовательно, в свете преизбытка данных, подтверждающих ее богодухновенность[30],  мы можем считать все, что Библия утверждает касательно сатаны, вполне авторитетным. Как заметил Дени Де Ружмон в своей Доле дьявола (Denis De Rougemont, The Devil's Share: An Essay on the Diabolic in Modern Society), «При вере в истинность Библии невозможно ни на одно мгновение сомневаться в реальности диавола».[31]

Библия учит, что духи, которые действуют в мире оккультного, суть не то, за что они себя выдают (за светлых посланников Бога), но демонические духи, стремящиеся обмануть и погубить человека.

Итак, что же Писание говорит относительно спиритизма и тайных знаний, предостерегая человека от оккультных соблазнов? Следующие цитаты показывают, что Бог считает оккультный соблазн серьезным предметом, и что лучше избегать его всегда и везде.

Бог запретил древнему Израилю принимать оккультные практики окружающих языческих народов:

Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь[речь о человеческих жертвоприношениях], прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых;  ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего… (Второзаконие 18:9-12).

Бог судил древних царей израильских, когда они нарушали запрет и практиковали оккультизм. Нижеследующая цитата – об иудейском царе Манассии:

…и делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, и снова построил высоты, которые разрушил Езекия, отец его, и поставил жертвенники Ваалам [для человеческих жертвоприношений], и устроил дубравы, и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему [намек на астрологию]… Он же проводил сыновей своих чрез огонь в долине сына Енномова [человеческие жертвоприношения], и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников; много делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его (2 Пар 33:2,3,6).

Как видно из этого отрывка, в древнем Израиле оккультные практики связывались с идолослужением (поклонением ложным богам и духам) и неизбежно вели к человеческим жертвоприношениям, как это с возрастающим размахом имеет место сегодня на Западе. Эта ужасная практика обсуждается в таких книгах, как Человеческие жертвы: история и современность Найгеля Дэвиса (Nigel Davies, Human Sacrifice in History and Today,1981).

Итак, израильтяне

смешались с язычниками и научились делам их; служили истуканам их, которые были для них сетью, и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, - и осквернилась земля кровью; оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими. И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим… (Псалом 105:35-40).

Далее Библия отождествляет духов, вызываемых идоложертвенными ритуалами, с демонами:

Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями [своими] разгневали Его: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши. А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя (Второзаконие 32:16-18).

…язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами (1 Кор 10:20).

Во времена Исайи народ занимался различными чародеяниями, которые Бог осудил:

Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое, потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих. Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила: "никто не видит меня". Мудрость твоя и знание твое - они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: "я, и никто кроме меня". И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь. Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь (Исаия 47:9-11).

В Новом Завете адепты оккультизма рассматриваются как те, кто отвращает народ от веры:

Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? (Деян. 13:6-10) (ср. Деян. 19:18-20).

Напоследок, мы приводим ряд цитат из Писания, относящихся к духовной брани:

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским… (1 Тимофею 4:1)

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:10-12).

…избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя [Павла] открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными (Деян. 26:17,18).

... бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого (2 Кор. 4:4).

И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2 Фес. 2:8-10).

Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их (2 Кор. 11:13-15).

Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр. 2:8).

Свидетельство Иисуса Христа
Ничье свидетельство не может иметь более веса, чем слова Господа Иисуса Христа. Только Он за всю историю прямо провозгласил себя Богом (Ин. 5:18; 10:30; 14:9) и при этом доказал истинность своих слов воскресением из мертвых (Мф. 20:18,19; Иоанна 20: 24-28, Деяния 1:3).[32] Но если он воскрес из мертвых, что является исключительным событием в истории, то Он действительно Господь и Бог, и все, что он говорит, есть истина, включая и Его слова о дьяволе, бесах и духовной брани.

Новый Завет полон сведений о дьяволе как личности, являющейся отверженным ангелом, изгнанным с Небес.[33] Большую часть этих сведений сообщает нам Сам Христос (Ин. 8:44; Луки 10:18; Иуды 6). Дьявол называется искусителем (1 Фес 3:5), лукавым (Матфея 6:13; 13:19), князем бесовским (Матф. 12:24), богом века сего (2 Коринфянам 4:4), князем мира сего (Ин. 12:31; 14:30; 16:11), драконом и змием (Откр. 12:9; 20:2) и лжецом и человекоубийцей от начала (Ин. 8:44).

У него свое царство (Матфей 12:26), враждебное Царству Христа (Евангелие от Матфея 16:18,19; Деяния 26:18), и он правит царством демонов (Матфея 9:34). Его ключевые способности - мощь и хитрость. Он называется «сильным» (Матфея 12:29) и имеет большую силу (2 Фессалоникийцам 2:9). Его коварство (Бытие 3:1) проявляется в расставлении сетей (2 Тим 2:26), в кознях (Еф. 6:11), злых умыслах (2 Коринфянам 2:11), и способности менять облик (2 Кор 11:14). Власть его такова, что он обольщает «всю вселенную», так что «весь мир лежит во зле» (1 Иоанна 5:19; Откровение 12:9; 13:14). Также, он действует в сынах противления (Еф. 2:2), искушает апостолов (Мф. 16:23; Луки 22:31, Иоанна 13:2), выступает против народа Божия (1 Паралипоменон 21:01; Захария 3:1,2, Деяния 5:3; 1 Фес 2:18; 2 Коринфянам 2:11), и даже попытался склонить к поклонению себе Самого Бога в лице Христа – поступок, говорящий о его  крайнем умственном расстройстве (Марк 1:13, Матфея 4:1-10).

Сатана неутомимо сеет семена заблуждения и сомнения в церкви (Мф. 13:38,39), ослепляет умы неверующих (Марк 4:15, Деяния 26:18; 2-е Коринфянам 4:4), способен входить в человека (Ин. 13:27), имеет державу смерти (Евр. 2:14), и бродит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет 5:8).

Христос явился, чтобы уничтожить дела дьявола (1 Иоанна 3:8), который скоро будет побежден (Римлянам 16:20), чтобы проводить вечность в аду (Матфея 25:41; Откровение 20:10).

Таковы свидетельства Библии о существовании дьявола, в которых никак нельзя сомневаться.
________

  [1] Эти опросы широко освещались и могут быть подтверждены соответствующими организациями.
  [2] This Week magazine, Mar. 2, 1958.
  [3] J. I. Packer, God’s Words (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1985), pp. 83-84.
  [4] Brooks Alexander, "The Disappearance of the Devil", Spiritual Counterfeits Project Newsletter, Vol. 10, No. 4, Jul./Aug. 1984, pp. 6-7.
  [5] James Hastings’ Encyclopedia of Religion and Ethics (New York: Schribner’s n.d.), Vol. 4, pp. 565-636.
  [6] Sri Chinmoy, Astrology, the Supernatural and the Beyond (Jamaica, NY: Agni Press, 1973), pp. 70-72; David Conway, Magic: An Occult Primer (New York: Bantam, 1973), pp. 196-199.
  [7] Conway, Magic: An Occult Primer, pp. 196, 198.
  [8] Sri Chinmoy, Conversations With the Master (Jamaica, NY: Agni Press, 1977), p. 19.
  [9] Chinmoy, Astrology, p. 94.
  [10] Cf., Douglas Mahr, letter, in SCP Newsletter, Vol. 16, No. 3, Dec. 1991, p. 3.
  [11] Doreen Irvine, Freed From Witchcraft (Nashville, TN: Nelson, 1973), p. 138.
  [12] M. Scott Peck, People of the Lie (New York: Simon & Schuster, 1983), p. 190.
  [13] Там же, p. 196.
  [14] Cf., John Ankerberg, John Weldon, The Coming Darkness (Eugene, OR: Harvest House Publishers, 1993), p. 325, note 14.
  [15] John W. Montgomery, Principalities and Powers (Minneapolis, MN: Bethany, 1975), p. 146.
  [16] Erika Bourguignon, ed., Religion, Altered States of Consciousness and Social Change (Columbus: Ohio State University Press, 1973), pp. 16-17, Table 2.
  [17] Martin Ebon, The Devil’s Bride: Exorcism Past and Present (Harper & Row, 1974), p. 11.
  [18] Там же, p. 14.
  [19] John Mbiti, African Religions and Philosophy (New York: Doubleday/Anchor, 1970), pp. 106-107.
  [20] См. Сопутствующую статью: "The Teachings of the Spirits".
  [21] Pat Rodegast, Emanuel’s Book (Weston, CT: Friends Press, 1986), pp. 132, 198-201, 227, 232, 205, 161.
  [22] Там же, pp. xx, 145, 88, 151, 208, 223, 228.
  [23] Kathryn Ridall, Channeling (New York: Bantam, 1988), p. 58.
  [24] См. Сопутствующую статью: "The Teachings of the Spirits".
  [25] C. S. Lewis, Screwtape Letters (New York: Macmillan, 1971), p. vii.
  [26] John Warwick Montgomery, "Commentary on Hysteria and Demons, Depression and Oppression, Good and Evil" in John Warwick Montgomery, ed., Demon Possession: A Medical Historical Anthropological and Theological Symposium (Minneapolis, MN: Bethany, 1976), p. 232.
  [27] Martin Ebon, "Psychic Roulette", Psychic Magazine, Dec, 1975, p. 58.
  [28] John Warwick Montgomery, Principalities and Powers (Minneapolis, MN: Bethany, 1975), p. 146.
  [29] Dave Hunt, The Cult Explosion (Eugene, OR: Harvest House, 1980), pp. 15-16.
  [30] Rene Pache, The Inspiration and Authority of Scripture (Chicago, IL: Moody Press, 1966); Norman L. Giesler, ed, Inerrancy (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1979); L. Gaussen, The Divine Inspiration of the Bible (grand Rapids, MI: Kregel, rpt. 1971).
  [31] Denis DeRougemont, The Devil’s Share: An Essay on the Diabolic in Modern Society (New York: Meridian, 1956), p. 18.
  [32] См. нашу книгу Do the Resurrection Accounts Conflict? And What Proof Is There That Jesus Rose From the Dead? (available from the Ankerberg Theological Research Institute, P. O. Box 8977, Chattanooga, Tennessee 37414), details the persuasive, logical, historical, and legal evidence for the fact of Christ rising from the dead.
  [33] Взяты нами главным образом из The New Schaff Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge (Grand Rapids, MI: Baker, 1977), Vol. 3, pp. 414-415.